Режевские легенды, предания и сказы
Освоение русскими Урала
Вслед за походом Ермака и последовавшим разгромом Сибирского ханства (нужно отдать должное хану Кучуму – он оказался достойным противником), встал вопрос заселения русскими Урала и Сибири, хозяйственного освоения территории за Уралом. Для этого нужны были удобные, хорошо обустроенные и безопасные дороги. Дороги на восток по рекам Тагил, Нейва или Реж, не говоря о более южных реках, были небезопасны: кочевники из степей легко могли совершить набег, представляя большую угрозу, а к каждому обозу охрану не приставишь. Известный русским северный Лозьвинский путь был недоступен для кочевников, но имел большой минус — являлся очень протяженным: надежную и постоянную связь с Сибирью по нему установить было сложно. Вот тогда царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного, и дал задание – найти и проложить удобный, но в то же время и безопасный путь, который бы связал, как скрепка тетрадку, европейскую и азиатскую части России. Выполнил это задание Артемий Бабинов, проложив с 1597 года главную, Государеву дорогу, из центральной России в Сибирь, на той дороге таможенный и административный центр основали – первый на Среднем Урале город, Верхотурье. Много позднее, в 1619 году, именно Бабинов положил начало первому на Реже русскому поселению. Правда, просуществовало то поселение недолго, лишь с 1621 года, когда вблизи слияния Режа и Нейвы Федор Тараканов основал Невьянскую слободу – начинается обустройство русских деревень по нижнему течению реки Реж. Некоторые из этих деревень сохранились до наших дней.
А. В. Рычков
Рассказы об Артемии Бабинове
Знаете ли вы, что русским первопоселенцем на берегах реки Реж является знаменитый «разведыватель» Государевой дороги, связавшей европейскую Россию и Сибирь, Артемий Бабинов, чье имя стоит радом с именами самых известных русских первопроходцев! Во как!
По одним документам Бабинов значится как крестьянин, по другим – человек посадский, то есть городской. Есть версия, что первый русский режевлянин был профессиональным дорожником, будто бы оттого и фамилия его Бабинов (баба – инструмент для забивания свай при строительстве, к примеру, мостов). Да и не мог, считают историки, непосвященный человек не просто наметить, а и проложить большую дорогу. Эту версию подтверждает и то, что обустройством дорог Бабинов занимался до конца своих дней, а в дальнейшем по стопам Артемия пошли его потомки. Так что работники ДРСУ могут гордиться: первый режевлянин вероятно их профессии человек.
Государева дорога, которая стала главным детищем Бабинова, от Соликамска следовала не на север, как прежде, а на восток, через горный перевал на верхнюю Туру и далее по Туре в Сибирь. Новая дорога была значительно короче северной, через Лозьвинский городок. Существует легенда, что выведал о новом пути Бабинов у манси-вогулов, причем с помощью хитрости. Однажды возле Чаньвинской пещеры, пожалуй самого священного для манси места на всем Урале, набрел он на аборигенов, совершавших свои языческие обряды. Долго следил и ждал. Когда все стали расходиться, он украдкой проследовал за теми, что отправились за хребет, к древнему городищу Неромкарру. Шел за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев. По этим веткам якобы потом и вернулся, начав историю одной из величайших в истории России дорог, с которой было положено начало освоению Сибири, превращению древней Руси в современную Россию.
Летом 1597 года по указу царя началась укладка новой дороги: нужно было рубить просеку, мостить переправы, засыпать канавы. В помощь Бабинову на строительство были направлены 2 чиновника и 40 работников из Чердыни, первого русского форпоста на Урале. По преданию, работы чердынцы вели без всякой охоты, спустя рукава, а Бабинова на чем свет бранили, насылая на его голову разные напасти. А все из-за того, что для жителей Чердыни новая дорога означала конец их благополучию, так как от Соликамска вела не на север, в Чердынь, как прежде, а сразу на восток.
Осенью 1597 года строители вышли к верховьям Туры и подошли к старинному уже заброшенному в то время вогульскому поселению Неромкарр. На этом месте на Государевой дороге и решено было поставить новую крепость, ворота из России в Сибирь – Верхотурье. Дорогу ту еще долгое время называли Бабиновской, а самого Бабинова – «вождем Сибирской дороги». За свои труды Артемий Бабинов получил земли по реке Яйва и освобождение от всяких налогов. Но, говорят, местные чиновники, особенно в Смутное время, часто об этих привилегиях забывали, потому приходилось «проведывателю» новой дороги не раз обращаться за защитой своих интересов в Москву.
Государева дорога прослужила России более 150 лет, все эти годы являясь самым главным «мостом», по которому из европейской России в Сибирь люди и обозы перемещались. Можно сказать, «бабиновка» европейскую и азиатскую части России объединила, много посодействовав созданию великой евразийской державы.
Прошли годы. В начале XVII века почти все земли в Зауралье были поделены между Туринским и Верхотурским уездами. Но граница постоянно менялась, как правило, более могущественные верхотурские воеводы забирали у туринских все новые и новые территории. На землях в устье Режа жили татары, а относились те земли к Туринскому уезду. Артемий Бабинов, обнаруживший в тех местах богатые черноземы, вероятно во время дорожных изысканий, решил воспользоваться конкуренцией двух уездов, отобрав у татар их вотчину. В самом конце 1618 года либо в 1619 году он «на усть Реши (Режа) речки, поставил деревню насильством», прогнав несчастных татар с их исконной земли. За разрешением же основать поселение на территории Туринского уезда Бабинов обратился к верхотурским властям, которые тут же дали ему добро. Но туринский воевода Данила Милославский чрезвычайно обозлился и отправил слезную жалобу на произвол верхотурского воеводы и Артемия Бабинова в Москву. Кстати, этот воевода был основателем рода, сыгравшего в истории России XVII века одну из ключевых ролей: в 1648 году его внучка Мария стала женой царя Алексея Михайловича, его сын, Илья Милославский, с 1648 по 1669 годы возглавлял русское правительство, а правнучка Софья боролась за власть с самим Петром Великим. В июле 1620 года в ответ из столицы пришел наказ, согласно которому Артемий Бабинов должен был вернуть землю татарам, а сам покинуть деревню в устье Режа. Так Бабинов незадолго до своей смерти уезжает с режевской земли.
Казалось, дед будущей царицы, прадед царевны Софьи и прапрадед императрицы Анны Иоанновны одержал победу над первым русским режевлянином. Но не тут-то было. По какой-то причине уже через год действия Бабинова вызвали пересмотр границ двух уездов, в результате которого земли в устье Режа вошли в состав Верхотурского уезда. Верхотурские власти вновь покровительствуют расселению на этих землях русских крестьян. В 1621 году в устье Нейвы Федор Тараканов основал Невьянскую слободу (ныне село Невьянское Алапаевского района), после чего образуются деревни при слиянии Режа и Нейвы, некоторые из них сохранились до наших дней: Костино, Ключи, Ячменево, основание их относится к 1621 году. Говорят, среди первых поселенцев этих деревень были и те крестьяне, которые в 1619 году поселились в устье Режа вместе с Артемием Бабиновым. Одна деревня так и называлась Бабинова, от ее строений ныне ничего не осталось, кроме руин небольшой каменной часовни.