Режевские легенды, предания и сказы
Сибирское ханство
В Зауралье, где мы живем, русские пришли сравнительно недавно, чуть больше 400 лет назад. Для истории срок небольшой. А вот прежде многие века хозяевами режевских лесов являлись манси, занимавшиеся охотой и рыболовством. Лишь перед приходом русских земли манси были покорены Сибирским ханством (главные его города находились на месте современной Тюмени и вблизи современного Тобольска).
А. В. Рычков
Пять братьев
Одним из украшений Режевского пруда являются протяженные скалы Пять братьев. Красиво смотрятся они с противоположного берега, особенно на закате, живописные виды откроются тому, кто прогуляется по их вершинам. Про эти скалы сохранилась одна легенда. По этой легенде, которую я услышал в детстве от своей учительницы Федоровой Анны Степановны, в давние времена на месте Режа обитало небольшое племя охотников и рыболовов. Среди мужчин этого племени самыми смелыми и сметливыми были пять братьев, сыновей Охотника Ваны Ор-Бара (то есть Ивана Большого Орла), который, как мы помним из легенды об Орловой горе, многие годы прожил с семьей в юрте на Орловой горе. И хотя самый младший Ай Тюх был еще совсем юным, но и он не отставал от старших: любой длительный поход по дремучему лесу выдерживал, не боялся один на один с хищником встретиться. Как и братья, хорошо знал лес, который был для него родным домом, повадки лесных животных и птиц, даже их язык. Умирая, отец завещал сыновьям: будете держаться друг друга – станете сильными, как сжатый кулак, а будете жить порознь – словно отдельные пальчики всякой силы лишитесь.
А в это время по соседству, на Великой равнине, процветало могущественное Сибирское ханство, где правил жестокий и хитрый хан Кучум. Свои богатства хан скопил благодаря многочисленным набегам, которые он во главе с неуловимой конницей совершал на земли соседних народов. А все дело в том, что соседние с Сибирским ханством племена манси и хантов были разбросаны на большой территории и сопротивление оказывать пытались лишь отдельными малочисленными общинами, оттого, из-за своей раздробленности терпели поражение за поражением. Не получалось у них объединиться, собрать все свои силы в кулак. Из-за этого много горя приносили набеги кочевников. Мужчин, что сопротивлялись, кучумовы воины, как правило, убивали, многих женщин и детей уводили в полон, на продажу в рабство. А оставшихся заставляли платить хану большую дань – ясак.
Однажды кучумова конница пришла на земли племени, где жили наши пять братьев. Поставили кочевники охотникам условие: или всех мужчин лишим жизни, или земля ваша и ваша свобода с этих пор будут достоянием хана. На военном совете получился раздрай: на призывы наших братьев встать против врагов всем вместе плечом к плечу, одни, из соседних селений, ответили, что им Кучум пока не угрожает, авось и дальше пронесет, другие – решили бежать покуда целы, бросив дома и имущество. Собрался лишь небольшой отряд воинов. Мужчины решили умереть, но не сдаваться. У стен поселения начался неравный бой. Встретили врага стрелами, но кончились стрелы. Начался ближний бой на саблях и топорах. Один за другим падают замертво мансийские воины. А иные, видя многочисленность врагов, предпочли сдаться в плен, сохранив себе жизнь. Остались последние – наши братья, вставшие подле друг друга плечом к плечу, оттого сразу их и не смогли одолеть враги. И все же силы были слишком неравными. Кочевники, собрав свою рать, решили схватить их живыми: здоровые и крепкие рабы на восточных рынках дорого будут стоить. Тогда взмолились братья своим богам: лучше умереть свободными на родной земле, чем мучиться живыми на чужбине. В последний раз посмотрели братья на любимые с детства леса и просторы, на высокое небо, в зеркало родной реки Реж, взялись за руки и окаменели. Сама мать сыра земля обратила их в камень. Так и стоят с тех пор на берегу Режа пять скал, Пять братьев. Позднее поблизости возник поселок, который со временем превратился в город. А братья так и возвышаются над рекой, как символ единства, символ верности родной земле, как символ любви к свободе. Быть может, стоят они как напоминание каждому из нас об этих очевидных, потому часто неосознаваемых ценностях.