Турфирма «Малыш и Карлсон» предлагает для организованных групп взрослых и школьников экскурсию в Алапаевск и Нижнюю Синячиху:
1. Путевая экскурсия
2. Обзорная экскурсия по Алапаевску
3. Дом-музей композитора П. И. Чайковского с программой на выбор
4. Музей в Нижней Синячихе
5. Обед. Экскурсию ведет профессиональный историк. Будет интересно! Телефон 89024453823, 89022731724
Стоимость программы при системе 16 школьников +2 руководителя 25+3 30+3 уточняйте по телефонам 89024453823, 89022731724
Село Нижняя Синячиха основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь.
В 1794 году в Нижней Синячихе по указу Сергея Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский или туринский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом тобольского барокко.
С конца 1960-х годов, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал единственный в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.
В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем менялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века состоит из одного помещения, она отличается монументальностью и цельностью, практически лишена украшений. Над каждым окном избы лишь скромный карниз, а сбоку один большой ставень. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.
В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной.
Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.
Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.
С конца XVIII века культовые сооружения Урала приобретают свои особенности, которые отличают их от церквей европейской части страны. Уральские церкви и часовни по фасадам обшиваются тесом и красятся. Купола их вместо осинового лемеха покрываются железом и венчаются металлическими золочеными крестами. Оконные проемы обрамляются наличниками.
Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.
Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. Конструкция сельской пожарной была традиционна: вытянутые прямоугольные стены, на коньке сооружена дозорная каланча с колоколом. С нее вели круглосуточное наблюдение. Кроме того, пожарная служила чем-то вроде маленького сельского клуба. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.
Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.
Двухэтажный шестистенный дом в свое время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего центральную Россию и Сибирь.
Посреди всей этой красоты в музее Нижней Синячихи организуют тематические познавательные и развлекательные программы. Предлагаем такие программы для групп школьников и взрослых.