Глава «Господский дом Режевского завода» из новой книги издательства турфирмы «Малыш и Карлсон» «10 символов Режа»
Тайны старых подземелий
У самой плотины почти два века украшает левый берег Режевского пруда интересный по архитектуре Господский дом Режевского завода. Подобные особняки были обязательной, важной частью в облике любого горнозаводского центра. Они предназначались для проживания приказчиков, управителей и иного заводского начальства. Такие дома называли господскими или усадьбами управителя, управляющего.
Всего в Свердловской области сохранилось около десятка таких комплексов: самые красивые в Алапаевске (ныне музей Чайковского), в Нижнем Тагиле (музей культуры, быта и ремесел) и в Реже (часть его занимает минералогический музей). Но режевской Господский дом без всякого сомнения самый оригинальный во всей Свердловской области, а может быть и на всем Урале: монументальная угловая ротонда, увенчанная куполом! Неужели зодчие поставили в провинциальном поселке уникальное на Урале здание?
При внимательном рассмотрении уральской архитектуры того времени все же можно увидеть знаменитый прототип режевского особняка. В 1817 году на левом берегу Городского пруда в Екатеринбурге, у самой плотины (точь-в-точь как в Реже) в классическом стиле воздвигли необыкновенный по конфигурации особняк: один фасад шел параллельно пруду, другой – плотине, а между ними, в центре – великолепная ротонда с куполом. Особняк, позднее названный Севастьяновским, произвел сильное впечатление на современников, даже приезжие из далеких стран оставили о нем воспоминания. Уже в наше время дворец, сильно измененный внешне во второй половине XIX века, стал главным символом Екатеринбурга, уральской резиденцией президента страны.
В 1840-е годы в Реже деревянные строения старого Господского дома решено было хозяевами заменить на новые каменные. Кто остановил свой выбор на использование угловой ротонды с куполом, или архитектор Степан Багарядцев, до того работавший со знаменитым зодчим Малаховым, или принимавший заказ заводоуправитель режевского завода Петр Китаев — нам не ведомо.
Но в Реже появилось здание, которое сегодня является не только одним из старейших в городе, но и вероятно самым оригинальным архитектурным памятником Режа.
Конечно, это здание скромнее екатеринбургского прототипа и по размерам, и по украшениям. Но здесь совершенно разные «весовые категории». Кстати, если бы до конца следовали планам архитектора, то режевской особняк был бы красивее и интереснее, особенно ограда, которая объединяла главный корпус с флигелем (ныне торговый дом «Руслан», бывший флигель сильно перестроили в XX веке). Но вероятно хозяева решили сэкономить, и не все задуманное в жизнь воплотилось.
Среди приказчиков Режевского завода более всех прославился Тит Зотов, которого наш уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Город Екатеринбург» назвал первым королем русского золота. Режевским заводом Тит руководил с 1818 по 1825 год, а вот героем золотой лихорадки, вспыхнувшей на Урале и охватившей Сибирь, стал чуть позднее. С 1825 по 1832 год заводом руководил Яков Козлов, это при нем была отстроена первая, еще деревянная церковь на Орловой горе, в XX веке он стал героем исторической повести известного уральского писателя К. Боголюбова «Зарницы». С начала 1840-х по 1860-е годы заводом руководил Петр Китаев, представитель известной горнозаводской фамилии. При нем и был построен новый Господский дом Режевского завода.
В последующие годы отметим Александра Фадеева, управлявшего заводом в 1890-е годы, позднее он возглавил целый горный округ, отличился в качестве ученого. Уже в XX веке заводом руководил Герман Бострем, среди родственников которого было много по-настоящему выдающихся ученых, его дед, доктор К. А. Тиме, дружил с А. И. Герценом, став прототипом доктора Крупова в произведениях писателя.
В середине XX века известный уральский писатель Константин Боголюбов издал историческую повесть «Зарницы», о жизни первого уральского «революционера» Андрея Лоцманова. Седьмая глава повествования посвящена пребыванию Лоцманова в Реже. Действия повести происходят в 1820-е годы, но в описании нашего Господского дома угадывается особняк, построенный, как мы помним, в 1840-е («уже скрылась за поворотом куполообразная крыша управительского дома»). Лоцманов устраивается учителем, став первым известным педагогом в истории Режа.
В повести упоминается Орлова гора, Пробойный ключ, скалы Пять братьев, плотина, но более всего – Господский дом Режевского завода, там происходят основные действия. В Господском доме Лоцманов ежедневно отчитывается перед приказчиком Яковом Козловым, встречается с его дочерью Наденькой, влюбляется, и та становится его женой.
Как часто бывает со старыми особняками, в биографии Господского дома сохранилось много интересных преданий. Самые любопытные связаны с подземными переходами. В XIX веке в Реже, по рассказам, была создана целая система подземных ходов. Протянувшись на сотни метров, эта система представляла собой сложное инженерное сооружение: переходы точно соединяли несколько зданий, удаленных друг от друга на значительные расстояния, защищались крепежами, имели какие-то тупиковые коридоры и комнаты, много дверей.
Зачем создавались эти переходы, никто точно не знает. Поэтому молва предлагает самые разные объяснения происхождения режевских подземелий, в том числе загадочные и страшные. В конце XX века подземелья напомнили о себе несколькими провалами (во дворе Господского дома, за Первой школой, на улице Пушкина), вызвали интерес специалистов. Но средств на проведение исследований у города не нашлось.
Ныне часть здания старого Господского дома занимают залы минералогического музея «Самоцветная полоса Урала», который раскрывает еще одну важную страницу, связанную с символами нашего Режа, но об этом чуть позже.
Подсветка Господского дома в Реже
С сентября 2024 года в Реже на балкон Господского дома, самого старого режевского здания, которому почти 200 лет, выходит заводоуправитель – загорается световая фигура джентльмена.
Для многих режевлян это стало своеобразным символом промышленного возрождения города, ознаменованием нового этапа в его истории. Еще одно прочтение световой фигуры – господин каждый вечер выходит на балкон и ждет свою любимую, уже много дней! Предполагается, что в один из предновогодних вечеров световая фигура дамы займет свое место рядом с фигурой господина, и они, наконец, окажутся рядом!
Идею и приобретение световых фигур осуществила турфирма «Малыш и Карлсон», а монтаж произвели специалисты ООО «Комплектация электромонтажа». До конца будущего лета также планируется осуществить подсветку фасада старинного здания и обустройство сквера рядом с ним с установкой минискульптуры горщика (специалиста по самоцветам и цветному камню), так как в стенах здания действует минералогический музей «Самоцветной полосы Урала».
Информация об экскурсиях и турах для групп школьников от турфирмы «Малыш и Карлсон»