Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон»
С 1847 по 1860 год в центре Режа по проекту архитектора Карла Густава Турского был выстроен Богоявленский храм, наряду с Господским домом ставший главным памятником эпохи классицизма в Реже. Турский в то время создал не только архитектурную доминанту поселка, на десятилетия он предопределил политический, официальный центр Режа.
До революции на площади перед храмом режевляне будут собираться во время самых важных для них и для всей страны событий. В годы Гражданской войны большевики, по подобию Красной площади в Москве, попробуют создать на площади некрополь для революционных героев. Позднее здесь установят трибуну, и все митинги и демонстрации будут проходить на этой площади. Именно здесь поставят памятник Ленину, и именно перед бывшей Богоявленской площадью в середине XX века возведут здание горкома КПСС (ныне районная администрация). В 1917 году далеко не все было разрушено до основания – память места сохранилась, оказывая влияние на жизнь новых поколений.
По воспоминаниям современников, интерьер Богоявленской церкви был богат: резной деревянный иконостас заказали у известных московских мастеров Голышевых. Гладь иконостаса, выполненная из соснового дерева, была окрашена в оранжевый цвет, а резьба из липового дерева – вызолочена. Стены церкви – покрыты яркой голубой краской.
Так кто же был строителем главного режевского храма? Карл Густавович Турский один из известнейших уральских архитекторов XIX столетия. Родился в 1803 году, по образованию художник-архитектор – закончил Академию художеств в Петербурге. Во время учебы был поощрен медалью. Закончив обучение, около десяти лет проработал в Канцелярии дирекции построения мостов. Именно в это время строятся многие известные питерские мосты: к примеру, Банковский со сфинксами.
С 1832 года Турский уезжает в Томск, где становится главным архитектором Томской губернии. Кое-что строит в Томске, а также выполняет планы городов Бийска, Кузнецка, Каинска и Колывани. После 1842 года Карл Густавович становится архитектором Уральского горного правления, сменив на этой должности умершего М. П. Малахова, самого известного уральского архитектора. Именно поэтому Турский достраивает многие незавершенные Малаховым строения. В истории Екатеринбурга Турский прославился как один из самых выдающихся архитекторов города.
Причем талант архитектора оказался многогранным: он возводил здания самого разного назначения. Это и общественные сооружения: в 1845 – 1847 годах Карл Густавович строит первый городской театр (более известный нам как кинотеатр «Октябрь» — «Колизей» на пересечении проспекта Ленина и улицы Карла Либкнехта). Это и культовые здания: Турский достраивал за Малаховым знаменитый в Екатеринбурге Вознесенский храм на Вознесенской горке перед Храмом-на-Крови.
Это и учебное заведение: Первая Екатеринбургская гимназия, ныне элитная гимназия № 9 (здесь, к примеру, обучались дочери Ельцина) рядом с главной площадью Екатеринбурга. Это и жилые усадьбы: Рязановых на улице Куйбышева, Борчанинова на улице 8 марта, дом 18. Это и промышленные сооружения: на екатеринбургской плотинке архитектор отстроил здание всемирно известной Императорской гранильной фабрики (не сохранилось), шедевры которой по сей день являются гордостью Эрмитажа, Лувра и других музеев мира. За труды по постройке фабрики Турский был награжден бриллиантовым перстнем.
В 1846 году Турский стал автором первого на Урале обелиска, поставленного на границе Европы и Азии. Правда, на самом деле памятный знак был установлен в честь пребывания на этом месте наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II) в 1837 года и герцога Максимилиана Лейхтенбергского в 1845 году. В 1920 году надпись об этих событиях сбили и поместили таблички «Европа» и «Азия». Причем, любопытно, что на плите год установки обелиска указан ошибочный – 1837.