6. Река Реж: Сплавы по реке Реж в пределах Режевского района

По книге «Режевские сокровища: По реке Реж» издательства турфирмы «Малыш и Карлсон». Также читайте статью Павла Распопова о путешествии по реке Реж от города Режа до села Коптелово по ссылке https://uraloved.ru/mesta/sverdlovskaya-obl/reka-rezh

Известняковые скалы на реке Реж
Известняковая скала на реке Реж между Першино и Голендухино

Для сплавов по реке Реж в пределах Режевского района существует выбор из двух вариантов: сплав с верховьев реки в сторону города Реж и сплав от города или чуть ниже. Первый вариант интересен дикой природой, густыми зарослями прибрежной растительности, извилистостью реки. Сплав проходит в пределах Самоцветной полосы Урала, среди старинных и современных выработок. Скал мало, но самая большая на Реже, Шайтан камень, находится здесь. Второй вариант интересен множеством скал и деревенскими картинами.

Тот и другой варианты предполагают два либо до трех дней пути в путешествии по верховьям реки. Возможны и однодневные сплавы: от Колташей до Шайтан камня либо от Шайтан камня до предместий города в первом варианте, во втором же — из-за большого количества сел и деревень на реке однодневных сплавов можно спланировать гораздо больше.

С верховьев реки Реж до города Режа

От Лесной больницы до Адуя: 23 километра

В верховьях путешествие начинают сразу за Колташами, у старинного Городского моста, либо в двух километрах выше Колташей от Лесной больницы у села Черемисского.

Кстати, Колташи и Черемисское — это родина знаменитого горщика Данилы Зверева, прообраза Данилы Мастера из сказов Бажова. Об этих селениях в своих сказах пишет Бажов («Далевое глядельце») и Мамин-Сибиряк (очерк «Золото»).

От Лесной больницы до слияния Режа с Адуем следует оригинальный 23-километровый участок реки, который сильно отличается от всего, что мы увидим в дальнейшем. Во-первых, это наиболее дикий и безлюдный отрезок реки, кроме участка вокруг Колташей. Ширина реки на большей части отрезка, как правило, 5 – 8 метров, по берегам преобладают речные деревья и кустарники: ива, черемуха, ольха, они создают подчас непроницаемую завесу, которая при должной фантазии позволяет нам оказаться в джунглях из приключенческих романов. В конце июля – августе особого внимания здесь заслуживает черемуха, вернее ягоды черемухи.

Вторая особенность этого участка реки – берега здесь большей частью низменные, очень часто в виде подмытых рыхлых пород. На всем протяжении лишь две скалы: сразу за Колташами известняковый Ежик, до 10 метров высотой, с определенного ракурса напоминает пьющего воду ежа, и далее через несколько километров еще одно небольшое скальное образование.

В-третьих, река на этом участке еще «молода», и, как обычный ребенок, она любит порезвиться и поиграть, заставляя нас часто быть в напряжении. Реж образует здесь столь частые и быстрые повороты, каких более не увидеть нигде по течению реки. Подчас складывается ощущение, что это слаломная трасса. Сначала за Колташами река делает несколько спокойных пологих изгибов, через километр с небольшим следует сложный перекат, единственный на этом участке, и вот затем река начинает «резвиться». При хорошем течении прохождение реки отдаленно напоминает водный слалом. Сложность добавляют «расчески», поваленные деревья, частично или полностью перегородившие русло. Они возникают внезапно, и далеко не всякий турист сможет обойти такую «расческу» и не огрести очередную партию листьев в своей лодке. Особенно неприятны стволы, упавшие с одного берега реки на другой. Тогда нужно решать дилемму: проходить под стволом, перелазить через ствол или обходить его по совершенно непроходимому берегу. Примерно на середине участка река относительно спрямляется, но затем начинается вторая, еще более интересная слаломная серия.

За несколько километров до слияния с Адуем река спрямляется, заметно расширяется до 15 метров, здесь один за другим следует череда несложных перекатов, правый берег поднимается, иногда появляются легкие скальные выходы, на первые роли в оформлении берегов выходят смешанные леса, сменив речные кустарники и деревья. Красиво! Последняя перед встречей с Адуем километровая прямая совсем не утомляет: 15-метровый створ реки плотно обступают шикарные леса, вместе с берегами образующие стены также под 15 метров. Такого на Реже больше не увидеть. Природа создала действительно красивую по пропорциям «улицу», которая рождает легкий восторг. Режевская улица Росси. Финальный аккорд – слияние с Адуем, место живописное и очень красивое. Адуй – крупнейший приток Режа, среди всех притоков, сливаясь с Режом, лишь он мог бы соперничать за будущее название соединенного потока. От слияния чуть более километра хорошей дороги до одной из главных адуйских достопримечательностей 28-метрового Адуй камня. В далеком прошлом скала являлась языческим капищем. В 1870-е годы крестьянин А. И. Злобин в расщелине скалы нашел медную фигурку идола с короной в виде лучей над головой, рядом – медную фигуру птицы и разбитое на три части каменное навершие булавы. По своей длине почти в 38 сантиметров человекообразная фигура идола с элементами зверя самая большая среди найденных на Урале полуобъемных древовидных культовых фигур. У скалы дорога делает развилку: правый путь ведет к подножию скалы, а левый — на ее вершину.  

      

Начиная с Колташей, по Режу проходит граница Самоцветной полосы Урала, которая лежит по левому берегу реки, а за несколько километров до слияния с Адуем Реж входит в пределы страны Самоцветов. В глубине левого берега, перед слиянием с Адуем, следуют шайтанские копи, среди которых наиболее знамениты копи Мора, заложенные в 1815 году. Еще в 1810 году жителями Шайтанки братьями Кузнецовыми здесь были найдены красные турмалины, одни из лучших в мире.

В истории Самоцветной полосы Адуй знаменит не менее Режа. Самоцветному Адую посвятил свой сказ «Орлиное перо» П. П. Бажов. Адуйские копи, известные с конца XVIII века находятся преимущественно на правом берегу Адуя, в нескольких километрах от устья реки. Сразу от слияния двух рек к ним ведет проселочная дорога (через вершину Адуй камня). Адуйские копи особенно прославились аметистами и бериллами. В районе Адуя сохранилось много старинных выработок, самая известная – Семениха (в 10 километрах от устья Адуя), названная по имени Петра Семенина, представителя знаменитой уральской династии горщиков.

От Адуя до Галаниной: 7 километров

После слияния с Адуем река расширяется до 20 и более метров. Реж делает небольшой крюк с несложным перекатом и превращается в долгую и скучную прямую. Уже через полчаса все, чем была река до встречи с Адуем, кажется сном, настолько поменялся ее характер. Скорость течения падает. Дно реки до самого Шайтан камня усыпано огромными каменными глыбами, которые образуют многочисленные каменные островки, когда река мелеет. Лишь перед Шайтаном, до которого от устья Адуя около 5 километров, Реж наконец оживает, начинает делать живописные дуги, между Шайтаном и деревней Галаниной приобретя тот характер, который будет свойственен реке большую часть дальнейшего ее пути.

За пару километров до Шайтана в начале огромной поляны оборудовано место для стоянки и ночлега, рядом ключик. Также стоянку можно организовать на поляне напротив Шайтан камня.

Шайтан камень красиво появляется из-за поворота, где в створе бывшей мельничной плотины Зобнина, героя истории страны Самоцветов, придется преодолеть легкий перекат. По своей высоте, почти 50 метров, Шайтан камень сравним с самыми высокими режевскими скалами, к примеру, Шайтан камнем у Арамашево. Но если к сравнению приложить протяженность скалы – то это самый большой режевской камень.

Сложенный из гранитных плит, Шайтан отрывает целую череду подобных скал, только гораздо меньших размеров, которые целой серией предстанут перед нами через десяток километров. Возможно, одинокость в этом месте этой громадины привела к превращению камня в культовое место язычников. До сих пор, говорят, скала эта является центром неведомой силы, сосредоточием древних заклинаний и молитв, якобы и сохранившиеся писаницы суть этих заклинаний. Самый знаменитый популяризатор страны Самоцветов, академик А. Е. Ферсман, уделил Шайтан камню внимание в своем творчестве. А сегодня много внимания скале уделяют альпинисты, следы пребывания которых можно легко обнаружить на поверхности камня.

Среди многочисленных на Урале скал с подобным названием режевской Шайтан самый знаменитый.  В окрестностях скалы в конце XVIII века было  открыто уникальное месторождение шайтанского переливта – поделочного камня, ставшего гордостью Урала. Свое название он перенял у скалы. Одна из местных легенд гласит, что Шайтан камень – это окаменевший Хозяин Уральских гор. Не сумев заточить в своих подземельях все красоты Земли, он от досады окаменел. Но отблески солнца, свежесть росы и разноцветье радуги разукрасили подземелья окаменевшего великана. Именно поэтому люди находят в этих местах дивные самоцветы (Всю легенду читайте в Приложении к настоящей статье, смотрите ниже).

Среди режевских писанных скал, с рисунками древних людей, Шайтанская одна из самых крупных, интересных и доступных для осмотра, представляет собой настоящую художественную галерею. Шайтан камень разделен разломом, по которому довольно легко подняться на вершину скалы.

Рисунки находятся у подножия скалы, на уровне глаз или ниже, в той части, что от разлома выше по течению реки. Расстояние между крайними рисунками более 150 метров, но лучше сохранились изображения в центре галереи, где Шайтан, поднимаясь по течению, достигает максимальных величин, на берегу это место отмечает небольшой камень, своеобразный пирс. К Шайтану, что в 30 метрах от берега, ведет хорошая тропа, такая же «тропа обзора» проложена и вдоль стены. По завершению скалы от берега реки идет тропа, по которой на Шайтан можно забраться по пологому подъему.

В этом месте великолепно сохранилось несколько изображений копытных, главный шедевр не только Шайтана, но и всех режевских писаных скал – Лось, попавший в сети (легенду о шайтанском лосе читайте в Приложении к настоящей статье). В 80 метрах ниже по течению на скале можно разглядеть изображения людей, но они плохо сохранились.

Два километра живописных поворотов, целая серия несложных перекатов, один из которых на месте бывшей мельницы, и мы у Галаниной, основанной в конце XVIII века, позднее большинства режевских деревень. Сейчас это практически умершая деревня с брошенными избами. Лишь в нескольких домах теплится жизнь: здесь находится база режевских охотников, а в начале 1980-х был создан комплекс по дичерыборазведению, в 1985 году признанный лучшим в России, получивший 5 медалей ВДНХ. Комплекс развалили в перестройку, в нескольких сотнях метрах от реки по дороге в лес, на Октябрьское, сохранились его следы.  

От Галаниной до речки Озерной: 15 километров    

Сразу за Галаниной пара перекатов. Первые пять километров река течет вдоль низких берегов, которые окружают смешанные леса, иногда преобладает хвойные: ели и сосны, по левому берегу часто встречается березняк, иногда лес отступает, открывая небольшие полянки. Река делает легкие повороты, показывая живописные картины, но под конец из-за однообразного рельефа они утомляют.

После слияния с Быстрой правый берег реки враз сильно поднимается, заставляя Реж повернуть к северу. После этого река становится гораздо интересней. На протяжении 9 километров, чуть дальше слияния с Крутой, река проходит через 6 довольно сложных перекатов, три из которых образованы старыми мельничными сужениями реки. Некоторые из них довольно продолжительны. По количеству перекатов на один километр пути и по их качеству (сложности) этот участок Режа без сомнения лидирует. Через 3 километра после слияния с Быстрой одна за другой следуют небольшие (10 – 15 метров), но живописные скалы, сложенные по типу каменных палаток из отдельных плит.

Подчас скалы принимают причудливые очертания. Большинство из них концентрируется за 3 километра до слияния Режа с рекой Крутой и сразу после него, эти скалы называют Бородинскими. Главный минус – в большинстве своем они удалены от берега на несколько десятков метров.

Но главная Бородинская скала перед самым слиянием Режа с речкой Крутой и скала по правому берегу, сразу за Крутой и сложным перекатом, на месте бывшей мельницы Вотякова, представляют собой каменные шедевры. Как будто рукотворные экспонаты музея монументального искусства.

Главным чудом этого участка реки является вторая художественная галерея древнего искусства, разместившаяся на плитах главной Бородинской скалы. Впечатляет качество и количество рисунков древних людей. Не менее впечатляет доступность: легкий выход из реки, 5 – 10 метров почти паркового пространства – и Вы бесплатный посетитель музея под открытым небом. Сначала по ходу течения покажется скала в глубине берега, сразу за ней скала почти у самого берега – это и есть наш музей. Сходим на берег. В 4 метрах от левого края изображение, напоминающее шалаш и полуразрушенные изображения животных.

В двух метрах от первого «полотна» на уровне глаз композицию нужно разгадывать, а вот прямо под ногами – необыкновенно отчетливое изображение оленя. Оно завораживает: пробуешь представить, что пытался передать древний художник: мечтал о богатой добыче, заклинал Богов об удачной охоте или, пытаясь вырваться из мира животного бытия, он впервые приобщался к миру мечты, поэзии, искусства. Далее в нескольких метрах третье полотно, самое сложное, отчетливое и многофигурное. Очень интересна, если следовать по порядку, пятая картина – четко изображен человек: руки в боки, а на голове рога или двурогий головной убор.

Следующие группы изображений уходят вверх вместе с появившимся перед скалой уступом. По этому уступу, правда это требует некоторых навыков скалолазания, можно продолжить осмотр древних изображений, можно сделать это и с земли. Эти росписи ученые называют 2-й Бородинской писаницей.

Через полкилометра после переката справа и слева следуют последние из Бородинских скал, которые завершают продолжительную скальную серию, Реж вновь обретает спокойные низменные берега, перекаты прекращаются, а река начинает расширяться: чувствуется подпор Режевского пруда. Там, где высоковольтная линия пересекает реку, справа в Реж впадает река Озерная, с этого места река быстро превращается в пруд: ширина ее возрастает, а течение падает. Почти сразу за речкой Озерной Реж покидает пределы страны Самоцветов.  

По Режевскому пруду: 12 километров  

За Озерной река сильно расширяется, уже через 4 с небольшим километра у местечка Красненькое она окончательно приобретает масштаб большого водохранилища. Красненькое отмечает большая поляна по правому берегу, за которой полуразрушенные корпуса брошенного детского лагеря: здесь можно выйти на берег, 4 километра пешком, и вы на остановке для междугородных автобусов. Большие просторы, спрямленность реки все больше утомляют.

Но через километр, с приближением к городу, водоем начинает петлять, показывая гармоничные для взгляда и неутомительные по времени прохождения участки. Власть по берегам захватывают сосновые леса, их иногда оттесняют живописные полянки, к примеру, Межевое на левом берегу, на которых можно увидеть стайки отдыхающих горожан. Берега становятся более рельефными, часто со скальными выходами, все чаще попадаются рыбацкие мостки иногда с представителями этого самого философского занятия. Если вы не устали физически, вас не подводит погода, а по времени ранний вечер – охватывает чувство блага, полного успокоения, кажется, мы входим во врата рая.

За несколько километров до плотины нас встречают первые городские строения. Слева в зелени едва виднеются корпуса санатория «Баден-Баден Изумрудный берег», одного из известных рекреационных центров Свердловской области, который в 2003 году открылся на базе бывшего профилактория «Рассвет», в последние годы курортный комплекс пережил капитальную реконструкцию: на режевские горячие источники «Баден-баден Изумрудный берег» стремятся попасть сотни жителей Свердловской и соседних областей.

Построили профилакторий в 1977 году рядом с пионерским лагерем «Солнечный», который появился чуть раньше, в середине 1960-х. Название лагерю придумали дети. Летом 1966 года во время обсуждения одна девочка предложила: «У нас так мало солнца, давайте наш лагерь будет Солнечным». Название же профилакторию  предложил легендарный директор РМЗ В. А. Антонов – по окончании строительства он сказал: «Рядом «Солнечный», пусть профилакторий символизирует рассвет солнца». Руководил строительством человек также в истории Режа легендарный – П. М. Шляхов, строитель первых пятиэтажек микрорайона машиностроителей, автор народного названия этого микрорайона – Семь ветров.  

В трехстах метрах, по тому же берегу, находится родник Пробойный, освященный в 2002 году во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. По преданию, еще до основания Режа на этом месте находились подземные кельи и молельня старообрядцев. В первой половине XIX столетия, когда на Среднем Урале вспыхнула золотая лихорадка, здесь был открыт прииск по добыче золота.

Пробойный это еще и литературный памятник. В 1954 году уральский писатель К. В. Боголюбов опубликовал историческую повесть «Зарницы», седьмая глава книги посвящена событиям, которые разворачиваются в Реже. Дело в том, что в Реж в 1824 году за антиправительственные суждения был выслан А. В. Лоцманов, близкий по взглядам к декабристам. Считается, что это первый на Урале революционер. По сюжету повести, вместе с женой во время лодочной прогулки по пруду он доплывает до Пробойного.

За очередной излучиной пруда, на его правом берегу, открывается красивый вид на скалы Пять братьев и далекие городские многоэтажки. Закат великолепно обнажает сложный рельеф темных скал в другое время довольно невзрачных. Напротив братьев прямо по берегу пруда на сотни метров вытянулись коллективные сады. Забор установлен по самой кромке берега, особенно умиляют рыбацкие мосточки, многочисленные рыбаки, их разносящиеся над водой рассуждения, чтобы на других мосточках слышно было. 

За братьями в середине XX века сформировался микрорайон химзавода, названный по реке Быстрой, впадающей в пруд, Быстринским. Завод и жилье начали возводить в 1941 году. Всю стройку разбили на участки. Поэтому до сих пор микрорайон в быту называют «6 участком»: на этом участке находится большая часть жилых строений микрорайона.

Главную площадь микрорайона украшает типовой дворец культуры «Горизонт», первый в Реже дворец, построен в 1974 году. Инициатором строительства стал легендарный директор химзавода В. П. Голубцов. К сожалению, завод не выдержал губительных реформ 1990-х годов. На РХЗ начинала свою трудовую деятельность Л. В. Бабушкина, с 2011 года Председатель Заксобрания Свердловской области.  

Среди современных предприятий Быстринского наиболее именитое – корпорация типографий «Циркон», основанная в 1991 году полиграфистами Деевыми – с него началось превращение Режа в город печатников. Культурным центром Быстринского является детская школа искусств. Туристам микрорайон известен благодаря сыроварне «Режано».

За Пятью братьями в Режевской пруд впадает река Быстрая: красивые картины ее берегов откроются тому, кто попробует проплыть вверх по реке. Живописная поляна рядом с ее устьем не просто место отдыха, но и памятник истории. Здесь в 1906 году перед рабочими Режевского завода выступал лидер уральских социал-демократов Я. М. Свердлов. Это выступление описано в книге К. Свердловой «Яков Михайлович Свердлов».

Километра за полтора до плотины берега пруда внезапно разбегаются, образовав красивую чашу большого водоема. Если для исторических городов центральной России характерны крепостные строения в виде кремля, монастыря, земляные валы, для приморских – набережная или порт, то для типичных горнозаводских центров на Урале – плотина, пруд и заводские строения у плотины.

Пруд это и есть уральский кремль. Режевской «кремль» без преувеличения один из самых красивых на Урале. Я уверен, что мало кто отважится это отрицать. Еще в дореволюционные времена на плотине сформировался первый и единственный в истории Режа бульвар – также довольно типичное для горных центров явление.

Рядом – Господский дом, заводские контора и цеха, сохранившиеся в Реже, храм и торговые ряды, практически утерянные городом – все это обязательная составляющая любого заводского центра. Нагорная церковь на скалистом берегу – явление необязательное, но также характерное для Урала, правда, под стать режевскому ансамблю пример найти сложно. 

 

На низменном правом берегу, перед плотиной, раскинулся микрорайон металлургов, Гавань, а вот на высоком левом – вырос микрорайон машиностроителей или Семь ветров. Как Буда и Пешт, они соперники, как инь и янь – очень разные, но взаимодополняемые. Чистенькая, по-женски аккуратная Гавань, столь же по-женски консервативна (ее тенистые дворы кажутся заповедником прошлого).

Семь ветров явный мужик: это и мускулистый рельеф левого берега, какая-то недоустроенность дворов, недостаточное их озеленение, но в то же время новаторство: только здесь могла появиться первая в городе 9-этажка или первая улица с разделительной полосой (улица Спортивная).

На самом последнем перед плотиной лесистом холме левобережья, прямо на берегу, сохранились остатки старинного старообрядческого кладбища. Здесь можно рассмотреть несколько каменных надгробий, на некоторых сохранились надписи.

В 1982 году на гаванском берегу был возведен лучший в Реже дворец культуры – «Металлург». Это наиболее примечательное здание Режа, построенное в советский период, возводилось по специальному проекту. Дворец похожий на гигантский корабль, пришвартовавшийся к живописному берегу Гавани, был построен по проекту Б. А. Ферштатера, сына легендарного директора никельзавода А. А. Ферштатера (сам Асир Абрамович был инициатором всей стройки). Позднее Борис Асирович становится главным архитектором древнего Тобольска, где он сыграл важную роль в том, чтобы не нарушить начавшимся масштабным строительством гармонию исторического центра. Существовал и иной план строительства дворца: на возвышенности, где сейчас медгородок. Своими контурами сооружение должно было напоминать птицу. Но решили, что для Гавани все же лучше морская тема.

На правом берегу пруда, у плотины, возвышается Монумент боевой и трудовой славы. По преданию, именно здесь, у родника, селились строители и первые рабочие Режевского завода. Прежде на этом месте находилась Успенская церковь, знаменитая иконами невьянского письма, которые написал известный иконописец Иван Чернобровин.  

Монумент установили на собранные всем городом средства в 1973 году, когда город отмечал свой 200летний юбилей. Учитывая сочетание с окружающей средой, это, вероятно, самый красивый монумент среди подобных в Свердловской области.

Среди старинных заводских строений интерес вызывает Господский дом на левом берегу пруда, у плотины. Тем, кто сплавлялся, рядом с этим историческим комплексом стоит сойти на берег. Отсюда самый короткий путь в обход плотины для продолжения сплава, здесь же находится остановка, с которой можно уехать на вокзал. Господский дом состоял из двух корпусов. Наиболее интересен тот, что имеет купольное завершение. Среди режевских приказчиков и заводоуправителей более всех известен Тит Зотов, прообраз старшего Привалова из «Приваловских миллионов» Д. Н. Мамина-Сибиряка. Именно уральский классик оставил более всего воспоминаний о жизни Зотова, к примеру, в очерке «Город Екатеринбург». Родился Тит Зотов в 1795 году. Его детство и юность прошли в Реже, где отец Тита Поликарп служил приказчиком на заводе. С 1814 года на Урале один за другим открываются золотые прииски, когда Тит становится режевским приказчиком, такие прииски открываются и в районе Режевского завода. Будучи зависимым от Яковлевых, Тит Зотов, по преданию, откупился и, став свободным, начал промышлять золотом по-крупному. К 1840-м годам Тит Зотов наряду с Аникой Рязановым, по словам Д. Н. Мамина-Сибиряка, стал первым и самым удачливым королем золотодобычи России.

С домом заводоуправителя связаны многие легенды и предания. Одно из них гласит, что в подвале здания хранились заводские сокровища: уже в наше время здесь был обнаружен подвал с «хитроумным» входом. Но наиболее интересные рассказы посвящены таинственным подземным переходам, связавшим дом заводоуправителя со многими зданиями старого города. В 2002 году в старинном здании разместились экспозиции минералогического музея «Самоцветная полоса Урала», открытого при Режевском минералогическом заказнике.

От города Режа вниз по реке Реж

От Режа до Голендухино: 16 километров

За мостом через реку Реж, у объездной дороги, в реку Реж впадает самый крупный ее левый приток, речка Бобровка. В междуречье Бобровки и Режа находится поляна, с которой многие туристы начинают сплавы по Режу. Недалеко от устья Бобровки проложена гоночная трасса, на которой с 1999 года ежегодно организуется один из этапов чемпионата России по автокроссу на грузовых автомобилях.

За мостом река прощается с городским ландшафтом, хотя город еще на протяжении нескольких километров оказывает влияние на реку, давит на нее своим индустриальным грузом. Наиболее зримым является наличие в донных отложениях реки шлака – продукта переработки никелевой руды. Первый отрезок пути, менее километра на юго-восток, река начинает с переката. Изобилие островов, легкие виражи, лиственные и хвойные деревья, сменяющиеся полянами, делают его интересным. В завершении, справа, большая Пионерская поляна, с 1920-х годов на ней проводились легкоатлетические соревнования, играли в футбол. Можно сказать, что в значительной степени история современного спорта в Реже берет начало с Пионерской поляны.

Воскресным днем 22 июня 1941 года многие режевляне узнали о начале войны, находясь здесь на большом спортивном празднике. Большой под 20 метров Белый камень с красивым рисунком вздыбившихся слоев известняка заставляет реку повернуть на северо-восток. Белый камень – один из символов города Реж – открывает собой первую серию известняковых скал, распространенных в среднем течении реки Реж, составляющих одно из главных ее сокровищ. Вообще с этого момента на протяжении десятков километров ведется своеобразный спор или диалог между светлыми и темными скалами.

Два с половиной километра пути едва ли не по прямой, пожалуй наиболее скучный участок реки от Режа до Першино. В его конце река упирается в полузаросшую известняковую стену под 15 метров — Брагинский камень, делая поворот на восток. На вершине камня — старинные известняковые выработки. Короткий, но яркий отрезок менее километра, его достопримечательности – острова, довольно сложный перекат на месте плотинного пережима старой мельницы, в завершении – самая крупная от Режа до Першино известняковая скала – Хвощевский камень, высотой до 25 метров. Перед камнем в реку впадает довольно крупный ручей Хвощевка: рядом находятся Хвощевский известняковый карьер предприятия «Сафьяновская медь», горнодобывающей площадки металлургического гиганта «Уралэлектромедь». В этом же районе в старину велась добыча железной руды (Хвощевский рудник), с которого ведет свою историю Режевской завод. В дореволюционные годы Хвощевский камень был популярным местом отдыха, пикников.

Более километра пути на северо-запад почти беспрерывно сопровождает высокая лесистая стена правого берега с многочисленными скальными выходами Мраморной горы, где в 1930-е годы велась добыча розового мрамора. Наконец правый берег понижается, а на левом нас встречает живописная поляна с небольшими, но красивыми известняковыми скалами. Эти скалы заставляют реку сделать легкую петлю, в завершении петли по правому берегу, глубоко вдаваясь в русло реки, стоит живописный Коровий камень высотой около 15 метров.

От камня вновь вид на невысокие, но красивые известняковые скалы по левому берегу — Суханов камень. Над скалами березовая рощица, первые дачные строения Першино.

За рощей – довольно известное предприятие по добыче черного мрамора, который используется как в России (стены станции метро «Проспект Космонавтов» в Екатеринбурге), так и заграницей (памятник писателю Анри Барбюсу в Париже).

После легкой петли река делает красивую дугу на северо-запад и почти спрямляется перед входом в село, которое встречает туристов красивыми дачными домиками, небольшими скалами с известной Першинской пещерой по левому берегу, высокой и продолжительной известняковой стеной впереди по правому берегу. За остатками старого деревянного моста, образцом классического мостостроения на Реже, на месте старой мельничной плотины – перекат. 

Сразу за Першино река делает поворот, справа безымянная известняковая скала высотой до 15 метров. Полтора километра прямой: реку постепенно берет  в свои объятья лес, на повороте справа начинается продолжительная, высокая до 25 метров, большей частью заросшая известняковая скала.

Торчащий плоский останец, очень похожий на огромную ладонь, позволил туристам дать скале название Привет. Местные же прозвали скалу Чертовым пальцем, считая таковым все тот же останец. Говорят, при сильном ветре останец покачивается, как будто бы сам черт грозит нам своим пальцем. Порог на месте бывшей мельничной плотины напротив скалы один из самых интересных на этом отрезке. С этого места открываются самые живописные виды на описываемом участке реки: скалы, искусственный остров, чередующиеся поляны и леса, легкие изгибы реки…

Через 400 метров справа глубоко вклинился в русло реки пожалуй самый выдающийся в этих местах камень, Белая скала, высота которой превышает 20 метров. В профиль, со стороны реки, скала хорошо сложена архитектурно, талия в средней части тулова делает ее похожей на какого-то огромного атлета или гигантский древнегреческий сосуд. А то, что скала вклинивается в русло, дает возможность, в отличие от подавляющего большинства других скал, наблюдать ее в своеобразном 3D формате.

Довольно не сложно забраться на вершину скалы: откуда открываются изумительные дали. В фас скала представляет собой фигурную стену, контурами напоминающую какого-то ископаемого мамонта, хоботом и лапами вросшего в землю, и оттого печального. В той части, где находится голова с хоботом, на стенке небольшого грота, найдены следы древней писаницы, правда, покрытые слоем копоти.

Полкилометра чуть извилистого пути, во время которого справа открывается вид на еще одну заросшую известняковую скалу, и мы оказываемся у остатков старинного моста: укрепленные ряжи по берегам и одна посреди реки из земли, камней и деревянных конструкций. Это последний памятник режевского промышленного комплекса на нашем пути. Когда-то этот мост вел к старинным Першинским рудным карьерам, с которыми связано начало истории Режевского никелевого завода. Эти карьеры находятся в нескольких сотнях метров от берега.

Через сотню метров река делает поворот вправо, слева скала с прибрежной частью как будто бы из рукотворно сложенных плит. Затем на протяжении нескольких сотен метров еще два поворота вправо, завершающих петлю, начатую у скалы Привет, сразу за вторым поворотом сюрприз: вблизи вас возникает вдающаяся в русло реки скала, которая завершает интереснейший на этом участке реки отрезок. Известняк подарил ей любопытные формы: каждый в этом случае может напрячь свою фантазию.

Через полкилометра река делает крутой изгиб влево, вслед за которым 2 километра почти прямой перед деревней Голендухино. В самом начале этой прямой справа высокий, под 25 метров Большой камень: последний камень из первой известняковой серии на Реже. Скала хоть и большая, но довольно скучная. С приближением к деревне лес слева сменяется кустарником, а затем полями. Еще издалека река открывает перспективу на темного цвета Голендухинский камень, расположенный на правом берегу реки, напротив деревни. Темные скалы начинают свою песню.

От Голендухино до Сохарево: 10 километров

В Голендухино, перед Голендухинским камнем очень неплохое место для купания, здесь же можно рассмотреть остатки старинной мельницы, на месте мельничной плотины довольно интересный перекат. Через полкилометра, в завершении голендухинских мест — по левому берегу живописная и обустроенная для отдыха поляна У Петрухина ручья.

Покинув Голендухино, река делает резкий поворот на север, по берегам до самого Глинского ее вновь охватывают сосновые леса. После поворота более километра Реж течет прямо: на этом участке обилие травяных островов. Берега постепенно расширяются. Перед самым Глинским течение реки преграждает небольшой серого цвета камень, заставляя реку сделать перед селом очередную петлю. На этой петле целый ряд примечательных мест. Ее вершина упирается в скалы, которые условно можно назвать 6 братьев, сложенные из горных пород темного цвета (напоминают по форме 5 братьев на Режевском пруду), здесь река вновь делает поворот. Напротив «братьев» удобное место для купания. На следующем участке в виде островов встречаются огромные камни: как будто бы какой-то великан запускал их в реку. Через несколько сот метров по правому берегу одна за другой 2 массивные скалы (по темному цвету и фактуре камня, которая напоминает чешую древних динозавров, они походят на Голендухинский камень).

Первая – Глинский камень, его высота свыше 30 метров, памятник природы областного значения, единственная скала, на которой по этому поводу была помещена табличка. Местные жители прозвали камень скалой Смерти. Дело в том, что в 1918 году на скале были расстреляны несколько местных жителей, поддерживавших Красную армию. Напротив последней скалы хорошо обустроена весьма живописная поляна Смолянка, популярное место отдыха среди режевлян и приезжих: здесь поддерживается чистота, оборудованы беседки, столы, костровища.

Пройдя вдоль Смолянки, река поворачивает направо и входит в пределы села Глинского, которое расположилось по левому берегу Режа. В последние годы здесь получило развитие модное нынче направление сельского туризма. Для гостей организуются выступления фольклорного коллектива, проводятся программы, посвященные определенному празднику. Частью знакомства с селом является посещение усадьбы Николая Третьякова, большого мастера резьбы по дереву. Сельский берег показывает весьма разнообразные картины: более всего впечатляют Глинские скалы, напротив которых предстоит пройти небольшой порог, остатки старой мельничной плотины.

У села Глинского находится месторождение глинской яшмы. Вдоль правой стены Тронного (Георгиевского) зала Зимнего дворца в Петербурге, если стоять лицом к подиуму с троном, у входа в зал и у самого императорского трона установлена пара закрытых приплюснутых ваз из глинского камня. Согласно исследованиям Е. В. Семеновой они были выполнены по чертежам Воронихина мастером В. Е. Коковиным (первая подписанная его работа). Формы вазы имеют необычную, отчего, по прибытии в Петербург в 1816 году были восприняты крайне неблагожелательно. 

Между Голендухино и Глинским лучше всего выбрать место для ночлега, через несколько сот метров от Голендухиной по левому берегу оборудованная поляна у Петрухина ручья, далее на том же берегу поляна на Хмелевом и еще дальше у самого Глинского оборудованная поляна Смолянка.

В завершении села Глинского левый берег становится низменным: на протяжении нескольких километров нам посчастливится понаблюдать идиллические картины деревенской жизни, которые мы назвали режским Плесом.

По левому берегу Глинское почти сразу сменяется Ощепковым, которое переходит в Чепчугово. Редкие перелески, преобладание деревенских картин с традиционными сельскими строениями, живностью, размеренностью быта и легкой живописной всхолмленностью пейзажа – рождает какую-то необыкновенную умиротворенность. То там, то сям на реке встречаются стайки уток и гусей (на берегу – коров и прочей домашней скотины), запах бани и костра, детский смех, стук молотка, собачье лаянье. Сельские улицы вытянулись вдоль левого низменного берега реки, в Ощепково строения по плесовски раскрыты на реку, очень близко представляя путешественникам живые картинки сельской жизни.

Недалеко от начала Ощепковой прямо на берегу обустроен источник, вода которого даже жителями соседних селений признается самой вкусной в окрестности. На повороте при заходе в Чепчугово справа взору предстает внушительная, более 20 метров, известняковая скала, невесть как отбившаяся от дружной компании белых скал. Долгое отсутствие известняковых скал и интересный рельеф массива делают Чепчуговский камень или Релку весьма привлекательным объектом.

За Чепчуговой открытая местность по-прежнему преобладает. Слева очень неплохие места для отдыха и купания, а перед автодорожным мостом на Алапаевск и, особенно за мостом, таких мест достаточно много по обоим берегам.

За несколько сот метров до моста слева высотой метров в 20, скала, сложенная из объемов с ровными гранями темных скальных пород. Кому-то она напоминает фантастического панцирного динозавра. Среди туристов камень получил название скалы Смерти, очевидно, из-за кладбища, расположенного над камнем. А перед ним, не каждый заметит, над рекой за легкой зеленкой в несколько метров рыхлый останец, напоминающий какого-то сказочного старичка-лесовичка, как будто бы он подглядывает за нами из-за деревьев. Туристы называют его «хозяином» и просят у него доброй воды и погоды на предстоящий путь. А еще, говорят, это и есть середина реки, ее пуп.

Через большой мост, перекинутый над Режом, лежит дорога из Екатеринбурга в Алапаевск. Почти сразу за мостом с левой стороны большая ровная площадка: еще несколько десятилетий назад на этом месте до середины 1970-х годов возвышалось строение огромной 4этажной мельницы (если верить старожилам, мельница работала вплоть до 1960-х годов). Старая плотина, как и во многих случаях, оставила по себе память в виде интересного и весьма опасного переката. На поляне у моста лучше всего завершить путешествие по Режевскому району. В Сохаревой хорошо сохранилась вероятно самая старая в Режевском районе изба, представляющая старейший на Урале тип крестьянского жилища, хорошо сохранилась и внутри, даже закругленные углы для защиты от нечисти! Здесь же старейший на Среднем Урале из дошедших до нас типов окон с простейшими наличниками. В километре от реки, по дороге из Сохаревой в Жуково, последняя на Режевской земле пожарная, в старину являвшаяся непременной частью любого деревенского селения.

Приложение:

Легенда: Как Хозяин Уральских гор в Шайтана превратился

Старая легенда, что в детстве слышал. В далекие-далекие годы, еще до появления людей, жили на земле одни великаны. Каждый из них, обладая колоссальной мощью и силой, пытался подчинить себе остальных. Борьба шла не на жизнь, а на смерть, так как желание господствовать над всем было у великанов самым непреодолимым. Но никто из них не мог одержать окончательной победы. На земле царили вражда и междоусобицы. Вот тогда и родился могучий великан Урал. Не по дням, а по часам он креп и рос. Когда же, наконец, крепость и сила его оказались в зените, то сталось, что во всем свете нет равного ему по мощи. Сперва еще пробовали с ним самые именитые великаны силою мериться, но всех одолел Урал, забрав их здоровье и славу, и увеличив свои силы стократно. Так раз за разом, поединок за поединком Урал всю землю подчинил своей власти, кругом воцарилась тишь да гладь. Стало скучно непобедимому великану: не было у него ни друзей, ни ровни для общения. Задумал он песни о своих победах пропеть, да вскоре горло его пересохло, тогда решил в веселый бойкий пляс пуститься, да пришло время – ноги устали, камушки невероятных размеров захотел покидать, да вновь вскорости скучно ему стало. И тогда задумал Урал дальше в своих боевых подвигах пойти, да всю вселенную своей власти подчинить, заточив в глубоких уральских кладовых все самые большие красоты земли.

Покорил и посадил он в глубокие подземелья солнце и звезды, луну и ветер, радугу и дождь… Мрак воцарился над землею, как будто весь мир в бездну пал. Пожухла трава, листва облетела с деревьев, звери попрятались в норы, птицы перестали петь. Зловещую тишину нарушало лишь печальное журчание маленькой неприметной речки, чью скромную красоту тщеславный и гордый великан попросту не заметил. Вдвойне стало скучно великану. Тогда решил он весело и шумно отпраздновать свои многочисленные победы. Вдоволь побуйствовав и прокричав все тосты, уснул Урал мертвецким сном рядом с кладовыми, где томились  завоеванные им красоты вселенной. Мир погрузился в кромешную тишину. Оттого журчание почти беззвучной в иное время речки теперь слышалось очень отчетливо. Этот неслышный обычно слабый-слабый звук жизни и указал пленникам путь к свободе. Пройдя все лабиринты подземных кладовых непобедимого великана, вновь воссияло на небе солнце и взошла луна, рассыпались звезды, и зашумел ветер… Проснулся Урал, округлил глаза от безумного удивления, открыл рот от полного непонимания того, что произошло, и вдруг дошло до него, что все его победы напрасны были. От этого он так шибко разозлился, что от злости враз окаменел, превратившись в громадный Шайтан камень на берегу маленькой неприметной речки, которая так изменила его судьбу и судьбу целого мира. Речке этой люди потом название Реж дали. Так на земле исчезли великаны: тот, кто хочет достичь всего – никогда ничего не достигнет! А отблески солнца, свежесть росы и разноцветье радуги разукрасили подземелья некогда могущественного великана, подарив людям замечательные самоцветы и сказочно красивые «переливы», которые уже многие годы находят в долине Режа любители камня.     

Древние люди, в свое время прознавшие историю Шайтан камня, потом много веков ему поклонялись, считая, что молитвы и необходимые обряды у скалы дают человеку частичку сил и крепости непобедимого великана. А древние художники разрисовали подножие скалы, эти рисунки до сей поры хранят тайны первобытных режевлян.

Легенда: Лось, попавший в сети

В давние-давние времена, настолько давние, что об этом помнят лишь река да огромная скала на ее берегу, жили в наших краях древние охотники да рыболовы. Именно они оставили дошедшие до наших дней наскальные рисунки, где чаще других встречаются изображения животных и сюжеты охоты. Самый лучший из режевских рисунков Шайтан камня – это лось, который угодил в охотничьи сети. Что это, обобщенный финал удачной охоты, заговор на хорошую охоту или реальная сцена? Старые люди рассказывали, что Шайтан бережно хранит память об этом уже много тысяч лет…

Наш лось ничем особым не выделялся среди сотен других сохатых, обитавших в окрестностях реки Реж. Даже наоборот. Одни брали решительностью, другие – сноровкой, третьи – статью или силой. Нашему  же, как ему казалось, и похвастать было нечем. В компании из-за своей природной скромности он не мог, как другие, завладевать вниманием окружающих, поведать о своих приключениях или подвигах не получалось, к тому же и рассказывать особо не о чем было. Самки из-за его нерешительности внимания на нашего лося не обращали, а если и замечали, то сравнивали с самыми молодыми и негодными для серьезных отношений. Потому в брачных сражениях наш лось ни разу не участвовал, да и опять же из-за своей природной скромности он полагал, что предпочтение самки должна определять не сила, не победа в сражении, а взаимность чувств и согласие. 

Вот так вот и получилось, что из-за своей нерешительности превратился наш лось в мечтателя, а мечтается лучше всего в одиночестве. Потому полюбилось ему бывать одному, бродить по лесу, изучать его законы и устройство. От этого и развилась у лося, как не у кого, способность к наблюдению, к знанию леса. Так часто бывает: одни наши недостатки могут с какой-то иной стороны породить и усилить наши достоинства.

Вблизи тех мест жили хитрые люди, которые на лосей устраивали ежегодную охоту. Тихо и осторожно настроят на лосиных тропах загородки. Подбежит лось к такой загородке, начнет выход искать, найдет – а там его не свобода, а верная смерть поджидает: самострелы, ямы да крепкие сети. Многих лосей хитрые охотники погубили, но наш им не по зубам оказался. А всему причиной – его наблюдательность, умение все заранее внимательно рассмотреть да оценить. Удивительно, но здесь вдруг в нем просыпались смелость и решительность. Иной раз он специально выскакивал к загородке, к самому смертельному коридору, но подойдя достаточно близко – вдруг уходил в сторону, как бы издеваясь над охотниками, давая им понять: «Сколько вы своей хитростью нашего брата погубили, но я еще хитрей». Не раз спасал наш лось своих собратьев, раскрыв коварные ловушки людей, спрятанные до времени смертельные западни. Среди звероловов он вскоре прослыл неуловимым. Потому многие, особенно молодые охотники, мечтали обхитрить нашего лося, усадив его в яму или запутав в сети: о такой удаче потом долго бы говорили в племени.

Вот тогда-то в наши краях неизвестно откуда и появилась та лосиха, о грации и красоте которой потом еще долго шумел лес. Очарование ее подкреплялось какой-то необыкновенной скромностью, привлекая к ней еще больше внимания. Напористые самцы пытались добиться ее расположения, но у них ничего не получалось, это еще больше подстегивало их азарт. Вся эта светская возня очень утомляла, потому наша прекрасная лосиха просто мечтала о минутах одиночества. Именно в один из таких моментов у родника в излучине Режа и повстречалась она с нашим лосем. Эта была одна из тех редкостных встреч, когда два сердца непринужденно, как бы само собой, начинают биться в такт, ах как легко в таких случаях делиться своими впечатлениями о жизни, не предъявляя друг другу каких-то требований, не выказывая симпатий, не строя планов на будущее. Они говорили о самых простых вещах, о том, как меняется вкус воды в роднике с наступлением жажды, о красоте картин леса со сменой времен года, о звуках шуршащей листвы осенней порой. Да мало ли чем могут поделиться два близких по духу сердца. Но время все завершает. И наши молодые в сумерках, окутавших лес, вынуждены были попрощаться, за эмоциями даже не договорившись о новой встрече. Лосиха вновь оказалась в окружении многочисленных поклонников, семьи, за суетой мы часто упускаем главное. И наш лось, и прекрасная лосиха в тайне мечтали вновь встретиться, но эта встреча могла быть только случайной. И такой случай не сразу, но представился…

Настала осень: пора охоты на лосей. Хитрые люди начали строить новые загородки, копать ямы и расставлять сети. Но наш лось был начеку и все людские проделки заранее подметил.

Это произошло ранним осенним утром, когда на поверхности реки только пытается схватиться лед, а воздух становится необыкновенно хрустально чистым, когда осень смывает последние яркие краски с деревьев, а отражения в тихой, спокойной, но еще не застывшей воде напоминают реальность. Наша лосиха вышла на прогулку, так уж получилось, что невзначай она оказалась на той самой тропе, которая предназначалась людьми для загона сохатых. Сильно напуганная охотниками, лосиха бездумно помчалась в объятия своей смерти. А в это время наш лось наблюдал за всеми приготовлениями охотников, вновь готовясь сыграть с ними в опасную игру. Вдруг, как будто через все его нутро прошла молния, он увидел на злосчастной тропе обезумевшую от страха лосиху. На раздумья времени не оставалось. И наш лось бросился наперерез – в самое последнее мгновение он успел, успел оттолкнуть, увести свою подругу в сторону, но сам оказался в загоне, который вел его к верной смерти…

 Наверное, так бывает. Редко. Бывает, когда четко осознаешь, что это финал, что вскоре расстанешься с жизнью. А всякий финал он всю картину жизни дорисовывает. И что там будет в конце – точка, вопросительный знак или восклицательный, а может клякса какая-нибудь, от финала зависит. Наш лось хоть и проиграл (а с достоинством проиграть подчас гораздо сложнее, чем одержать трудную победу), но шел к смертельному финишу горделиво неспешно, красиво так шел, будто в смотре или параде каком участие принимал. В последние свои секунды он думал о лосихе: она обязательно спасется, у нее все будет замечательно, она должна быть счастлива… Ужасные стрелы и сеть прервали  мысли нашего героя, прервали навсегда.

Охотники, поймавшие «неуловимого», тогда в большом почете и фаворе в своем племени оказались, потому, может быть, и рисунок на Шайтане появился: как благодарность богам за победу над хитрым животным. Но есть и другое мнение: самопожертвование, подвиг и умение сохранить свое достоинство на нашей земле всегда особо отмечались, потому охотники и запечатлели смерть отважного животного.         

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s