19 век. 6.Вазы из режевского камня в Эрмитаже

На главном фото: ваза из глинской яшмы в тронном зале Эрмитажа — дальняя справа (приплюснутая)

В 1800 году Екатеринбургская гранильная фабрика оказывается в ведении президента Академии художеств графа А. С. Строганова, чей крепостной архитектор, знаменитый А. Н. Воронихин (автор Казанского собора в Петербурге), был замечательным проектировщиком предметов декоративного убранства. Именно его чертежи легли в основу работ фабрики на много лет. Сегодня авторство Воронихина установлено по целому ряду работ. По другим авторство устанавливается. Вдоль правой стены Тронного (Георгиевского) зала Зимнего дворца, если стоять лицом к подиуму с троном, у входа в зал и у самого императорского трона установлена пара закрытых ваз из глинской яшмы. Согласно исследованиям Е. В. Семеновой они были выполнены по чертежам Воронихина мастером В. Е. Коковиным (первая подписанная его работа). Формы вазы имеют необычную, приплюснутую, отчего, по прибытии в Петербург в 1816 году были восприняты неблагожелательно.

Ваза из аятского порфира на Теребеневской (Главной) лестнице Нового Эрмитажа
Ваза из аятского порфира на Теребеневской (Главной) лестнице Нового Эрмитажа

Но, как оказалось, по чертежам Воронихина из режевского камня были выполнены не только эти вазы. В XVIII веке у Аятского озера, которое находится у истока реки Реж, на Ельничном истоке, питающем водоем, открыли залежи зеленовато-серого порфира. В начале XIX столетия из камня по чертежам А. Н. Воронихина была создана чаша, которая украшает Парадную (Теребеневскую) лестницу Нового Эрмитажа в Петербурге. Также, по мнению ряда исследователей, по чертежам Воронихина из аятского порфира выполнена пара яйцевидных ваз, украсивших Круглый зал Нового Эрмитажа.